Два стиля в ландшафтном дизайне
Художник-дизайнер-архитектор В.В. Мухачёв
Ландшафтный дизайн — искусство организации окружающего пространства, в котором обитает человек. Воздух, земля, вода, растительный и животный мир, цвет, свет, запахи, звук и время — вот те слагаемые элементы, которые использует ландшафтный архитектор-дизайнер.
Это сложный процесс проектирования, выстраивания взаимоотношений человека и природы, целью которого является создание гармоничного единства всех элементов объемно-пространственной композиции для комфортного проживания человека.
В истории развития человечества прослеживаются два противоположных подхода к организации окружающего пространства, имеющих глубокий философский смысл, демонстрирующих разное отношение человека к природе. Стремясь подчинить себе природу, насильно навязывая ей свою волю, свое отношение к порядку и строгости, человек полагал, что геометрия — это источник всей красоты, и поэтому, подстригал кроны кустарников и деревьев в виде шаров, конусов, кубов и пирамид, подчинял геометрии формы клумб, водоемов, прокладывал по линейке и циркулю аллеи и дорожки, тем самым подчеркивал воздействие человека на природу. Это западное, европейское мировоззрение. Человек — хозяин природы.
Восточное же мировосприятие совсем иное. Человек — часть природы. В организации окружающего ландшафта главным условием становится закон: «все должно казаться естественным». Красота ландшафта должна быть выявлена или создана, а недостатки исправлены или стушеваны, но все должно восприниматься естественным, без малешего следа искусственности.
Эти два разных подхода к природе, пройдя разные трансформации, взаимопроникающие и влияющие друг на друга, оформились как два основных стиля — регулярный и пейзажный. Примером регулярного стиля является проект садово-паркового комплекса «Каскад».
Проект «Каскад», худ. Мухачев В.В.
Примером иного видения, восприятия реальности и понимания места человека в природе, как части ее, является проект садово-паркового комплекса «Грот Дракона», спроектированный и реализованный в натуре в условиях Подмосковья в пейзажном стиле.
Проект «Грот Дракона», худ. Мухачев В.В.
При сравнении этих двух подходов, двух различных отношений человека к окружающему пространству неизменным остается одно: любовь человека к природе. Природа и ее творения всегда оставались и остаются неисчерпаемым источником жизненных сил, вдохновения и творчества.